Заурбек Райбаев
Интервью с современниками

Дюсенбек Накипов
Председатель союза хореографов Казахстана, поэт, драматург, профессор

В 1964-м году я окончил московскую академию танцев и пришел работать в наш ГАТОБ, где Заур Мулдагалиевич Райбаев уже работал. Внутри группы мы все называли его «Заур Галиевич». Несомненно, с его именем связана целая эпоха в жизни театра. Человек незаурядной судьбы, он был талантлив во всем. И был, несомненно, выдающимся танцовщиком. В знаменитой постановке балета «Бахчисарайский фонтан» Ростислава Владимировича Захарова, подготовленной для Второй декады литературы и искусства Казахстана в Москве, дебютировали наши классики: Сара Кушербаева, Алтынай Асылмуратова и среди них, конечно, лучшую партию исполнял Заур Райбаев. В те же годы он исполнил свой знаменитый «Танец Золотого орла», стал лауреатом первого международного фестиваля студентов в Москве. Он, пожалуй, был первым артистом, который от Казахстана ездил за рубеж. В 1966-м году Райбаев поставил балет «Хиросима» на музыку Газизы Жубановой, который стал огромным событием. Когда Заур Галиевич возглавил ансамбль народного танца «Салтанат», он подарил этому коллективу новую судьбу. Для этого ансамбля балетмейстер поставил совершенно потрясающие казахские танцы, знаменитый танец «Шолпы». Кроме того, Райбаев создал целый ряд номеров для первого эстрадного танцевального ансамбля «Гульдер».
Он был очень требовательным балетмейстером и при этом он давал артистам возможность импровизировать. Он поставил лучший, на мой взгляд, балет нашей отечественной хореографии - «Фрески» по мотивам книги Сулейменова «Аз и Я» на музыку Тимура Мынбаева. Главные партии в нем исполнили Рамазан Бапов, я и Людмила Ли. Мы произвели большое впечатление.
Он был создателем одной из самых удачных интерпретаций балета «Спартак» на музыку Хачатуряна, где блистали опять же Рамазан Бапов и Зарема Кастеева. Даже перечисление имен позволяет судить о том, с какими людьми работал Заур Галиевич. Многие из них получили известность благодаря его постановкам. Все видные казахстанские балетмейстеры прошли школу Райбаева.
Заур Галиевич делал удивительные вещи. Он был невероятно музыкальный человек, при этом как никто чувствовал природу танца, поскольку сам был великолепным танцовщиком. Чувствовать природу танца – значит видеть возможности исполнителя, не насиловать его, а видеть в нем те качества, которые наиболее выигрышно будут смотреться на сцене. Все это Заур Галиевич умел видеть. В нем еще был гуманизм, насколько он возможен в такой «авторитарной» по сути профессии как балетмейстер. Он никогда не повышал голос, если у него были принципиальные замечания, он приглашал к себе в кабинет и тэт-а-тэт все высказывал.

Ляйля Мамбетова
Доктор искусствоведения ЕНУ, старший преподаватель кафедры «Режиссура хореографии»

Мой отец, художник Аубакир Исмаилов, хорошо знал отца Заура Мулдагалиевича Райбаева. Азербайджан Мадиевич Мамбетов, младший брат моей мамы, был дружен с Зауром Галиевичем, они вместе учились в ГИТИСе. Это были два загорелых красавца, которые всегда находили повод меня разыграть. В Зауре Галиевиче сочеталось это озорство, умение хорошо смешить и от души смеяться, при этом его отношение к работе было абсолютно серьезным. В театре это был совершенно другой человек – строгий и предельно аккуратный грамотный руководитель.
Его балетные либретто – показатель его характера – отличаются точностью, насыщенностью хореографической лексики для каждого музыкального фрагмента. Как балетмейстер он сочинял удивительную лексику рук. Орнаментовка и хореографический текст постановок Заура Галиевича всегда имели свой стиль и свою красоту. Заур Галиевич обладал потрясающим вкусом, был предельно добросовестным и удивительно плодотворным. Он был замкнутым человеком, жил в своем особом мире, но при этом вел активную жизнь. Его постоянно приглашали стать участником различных правительственных концертов, а его постановки всегда вызывали шквал аплодисментов. Исполнение «Танца Золотого орла» в 1959 году на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады принесло ему славу, номер стал визитной карточной не только артиста, но и всей делегации Республики. Творчество Заура Галиевича – это целая эпоха казахстанского хореографического искусства, он является мэтром, казахским Петипа, человеком удивительно талантливым и глубоким.

Анвара Садыкова
Председатель совета творческой молодежи при Фонде Первого Президента РК, педагог-хореограф

Заур Мулдагалиевич Райбаев – классик казахстанской хореографии, своим творчеством он обозначил целую эпоху становления и развития профессионального балета в нашей стране. Являясь воспитанником алматинской, ленинградской и московской балетных школ, он вобрал все самое лучшее, что было на тот момент в Советском Союзе. Благодаря этому багажу, он смог создать на сцене оперного театра колоссальное количество спектаклей, владел всеми формами и жанрами хореографического искусства – от одноактных номеров до крупных балетных форм. Ему подвластно было все.
Как балетмейстера его отличали интуиция, понимание пластического языка, тонкий музыкальный слух, режиссерское видение, художественный вкус и эрудиция. Балет «Фрески» на музыку Тимура Мынбаева продемонстрировал органичный синтез национальной пластики, классического танца и современной хореографии. Заур Галиевич своим творчеством опережал время, его балеты «Игра в карты», «Мужчина и женщина» были поставлены в ключе современного танца. В этом заключается огромная ценность его творчества для казахстанской хореографии и искусства. И при всей его масштабности, он всегда оставался открытым, теплым и добрым человеком.

Людмила Ли
Заслуженная артистка КазССР, заместитель директора АХУ им. А.В. Селезнева

Один из ведущих хореографов классического балета, Заур Мулдагалиевич Райбаев был выдающимся танцовщиком, руководителем, но, прежде всего, балетмейстером. В 1958-м году на Первой декаде казахского искусства в Москве наш театр представлял 2 балета - «Бахчисарайский фонтан», «Камбар и Назым». Заур Галиевич танцевал партию Нурали в «Бахчисарайском фонтане», сорвав просто шквал аплодисментов. Он был яркий танцовщик с высоким прыжком, что было очень важно в мужской партии.
Он был очень изобретательным балетмейстером, мастером пластики, хореографических рисунков, идеальным музыкальным постановщиком и танцовщиком. Его постановка балета «Спартак» прошла с большим успехом – приезжал сам Хачатурян – это было событие для Казахстана. Это масштабное полотно имело большое значение для хореографии Казахстана. С Зауром Галиевичем было очень интересно работать, но в тоже время он был требовательным и серьезно подходил к постановкам, обращал внимание на техническое исполнение, на каждое движение артиста. У меня остались хорошие воспоминания о нем, проработав с ним долгие годы, я сохранила это чувство восхищения его личностью.

Виталий Скрипченко
Друг юности, музыкант

В конце 40-х годов я закончил 7 классов и поехал в Алма-Ату устраивать свою судьбу. Меня приняли в музыкально-хореографический комбинат, при котором были музыкальная школа, хореографическое училище, консерватория и интернат для способных детей. Заур учился в хореографическом училище и был видной фигурой, все к нему тянулись, хотели дружить, а он почему-то отдал предпочтение мне. Мы настолько сблизились, что чувства остались на всю жизнь, мы по сути дела стали не друзьями, а братьями. «Дядя Саша» - Александр Владимирович Селезнев – во всем помогал и поддерживал Заура, у них было общее стремление к творчеству. В училище была такая знаменитая четверка – Сания Тулусанова, Сара Кушербаева, Гани Акжанов и, конечно, возглавлял всю компанию великолепный Заур Райбаев. Чуть позже весь Союз облетел снимок его знаменитого «Танца Золотого орла». Видя его великолепные успехи в творчестве, руководство его послало для учебы в ГИТИС.
Заур прожил яркую великолепную жизнь, он был всесторонне одарен. Он прекрасно играл в теннис, боксировал, выступал на различных соревнованиях и мы часто играли с ним. При этом он старался не говорить о своих недугах. Он любил курить, а я возмущался по этому поводу. Это был друг, лучше и ближе которого не было и не будет.

Наталья Гудочкина
Народная артистка СССР

Мы встретились в первом классе хореографического училища. В старших классах мы уже выступали в спектаклях и вместе учились. А в 1956-м году Заура и Сару Кушербаеву отправили в хореографическое училище в Ленинград, в знаменитую академию танцев. Сара и Заур после учебы в Ленинграде должны были стать солистами во второй ставке, и там я снова с ними встретилась. Мы были еще новичками и постоянно интересовались, что происходит в театре, наблюдали за артистами и репетировали. После того как Заур уехал Москву, он успел поучаствовать в постановке «Медный всадник», его исполнение партии Евгения было просто потрясающим. Затем он выступал в знаменитом «Золотом орле». В ГИТИСе его дипломной работой стала «Шопениана», постановка прошла на ура, комиссия ее одобрила. Когда он работал над постановкой «Франческа да Римини» главной солисткой была Вероника Кузнецова, а после того как она уехала, Заур стал вводить меня в этот спектакль. В 1956-м году он поставил балет «Хиросима», но его самой большой работой стал «Спартак». Мы сохранили теплые отношения на долгие годы и часто созванивались с ним, даже после того как Заур заболел. Он был по-настоящему талантливым человеком.

Гульжан Туткибаева
Руководитель балетной труппы ГАТОБ им. Абая, доцент искусствоведения КазНАИ им. Т. Жургенова

Он уделял огромное количество времени своим артистам и на репетициях старался работать с каждым индивидуально. Он мог выявить в каждом артисте его творческий потенциал. Самой сложной партией в спектаклях Заура Галиевича для меня была роль в балете «Спартак», это технически очень сложная партитура. Кроме того, я участвовала в других его постановках, исполняла партию невесты в балете «Фрески» и роль царицы Шанхат в одноименном балете. С ним было очень интересно работать, он был хорошим руководителем. Заур Галиевич учил меня режиссерской, балетмейстерской профессии. Мы помним его, все его знаменитые спектакли и в дальнейшем хотим возобновить показ балета «Фрески» и других его спектаклей. Заур Галиевич внес большой вклад в развитие балетного искусства.

Эдуард Мальбеков
Заслуженный артист КазССР, педагог-репетитор ГАТОб им. Абая и Театра современного танца «Самрук»

Его исполнение многих партий считается эталонным, в том числе и партия Нурали в балете «Бахчисарайский фонтан». В этой партии он был великолепен, весь зал ему аплодировал. Он был прекрасный Евгений в балете «Медный всадник», запомнился великолепным танцем в спектакле «Голубая птица». У него был свой стиль исполнения, каждое его выступление было оригинальным и выдающимся. Он помог мне открыть свой талант и потенциал, когда я участвовал в работе над его дипломной работой. Заур Мулдагалиевич приглашал разных актеров и композиторов, которые разнообразили выступления в театре, устраивал мероприятия для своих коллег и учеников. Заур Райбаев для меня – выдающийся мастер, блестящий хореограф, прекрасный руководитель актерской труппы и незабываемый человек.

57