Заурбек Райбаев - Великий Казахский Балетмейстер

Мне посчастливилось в течении ряда лет работать под руководством Заурбека Мулдагалиевича – этого великого мастера и замечательного человека.

Исполняя в спектаклях Заурбека Мулдагалиевича такие роли, как Крас в “Спартаке”, Кентавр во “Фресках”, Парис в “Ромео и Джульетте”, Паоло в “Франческе да Римини” и другие спектакли, я мог изнутри наблюдать творческую лабораторию великого хореографа, творческий процесс создания хореографических произведений.

Заурбек Мулдагалиевич обладал самым главным, самым важным на мой взгляд качеством хореографа, даром, который дается свыше, а именно – даром хореографического мышления.

Обладая высочайшей хореографической культурой, и сам будучи эрудитом, Заурбек Мулдагалиевич был наделен не иссекаемой творческой фантазией, невероятной изобретательностью.

Будучи очень щедро одарён природой, Заурбек Мулдагалиевич был очень щедр душой. Он готов был часами работать с артистом, если что-то не получалось у исполнителя. И при этом он предлагал не один и не два варианта хореографических решений роли и до тех пор, пока не добивался поставленной перед артистом задачи не уходил домой. Работа с Заурбеком Мулдагалиевичем всегда доставляла радость и творческое удовлетворение. Я всегда с нетерпением ожидал репетиций с Заурбеком Мулдагалиевичем На репетициях он всегда был очень одухотворён, работа шла на большом творческом подъёме.

Будучи очень музыкальным человеком, Заурбек Мулдагалиевич создавал хореографические шедевры, так как в его творчестве хореография и музыкальная драматургия и, конечно же, драматургия всего спектакля сливались в одно гармоническое целое.

Достаточно вспомнить поставленный им танец Шаманов во “Фресках”, где очень сложный музыкальный ритмический рисунок, пластика и хореография вызывали и у артистов, и у зрителей незабываемые ощущения.

А сколько было создано таких шедевров! Заурбек Мулдагалиевич умел радоваться успеху артиста, и если у него возникали какие-то замечания, или пожелания к исполнителю, он это говорил в такой деликатной форме, с таким тактом, что хотелось день и ночь работать, чтобы добиться похвалы.

И при этом он был очень требовательным и как хореограф, и как руководитель группы.

Будучи сам прекрасным танцовщиком и очень талантливым артистом, он требовал от исполнителя не только грамотного, четкого исполнения хореографического текста, но и глубокого проникновения в роль, создания достоверного создаваемого образа. Он мог часами работать с исполнителем, искать такой жест, такой поворот головы, такой взгляд, такой ракурс позы, это делало этот образ незабываемым, очень сильным, запоминающимся.

Каждый спектакль Заурбека Мулдагалиевича был вехой в развитии хореографического искусства Казахстана, становился событием культурной жизни Республики. Спектакли Заурбека Мулдагалиевича – золотой фонд казахского хореографического искусства и вписаны золотыми буквами в историю казахского театра. Все, кто работал с Заурбеком Мулдагалиевичем, все, кто его знал, все с кем он общался, сохранят в своих сердцах память о этом, выдающимся хореографе и о человеке большой и щедрой души. О человеке с большой буквы.

 

Почётный работник образования РК

Заслуженный деятель культуры РК

Медведев Александр Николаевич