Заурбек Райбаев - Великий Казахский Балетмейстер
Творческий путь З. Райбаева

О творческом пути Народного артиста Республики Казахстан, лауреата Государственной премии РК, всю свою творческую жизнь руководившего ведущей балетной труппой страны, театра оперы и балета им. Абая, Заурбека Молдагалиевича Райбаева говорят его спектакли. Каждая его новая постановка не проходила незамеченной, являя собой яркое событие в культурной жизни республики. И каждый раз, с очередным новым спектаклем по-разному высвечивалось мастерство хореографа.

Артистический талант З.Райбаева проявился в период, когда театр им. Абая начал подготовку к декаде казахского искусства в Москве в 1958 г. Это был период, когда в балетную труппу театра пришло поколение молодых артистов, окончивших Алматинскую и Ленинградскую балетные школы. И среди них был молодой Заурбек Райбаев.

З. Райбаев начал учиться балетному искусству в Алматинском хореографическом училище у педагога А. Селезнева. Как наиболее одаренного ученика, его посылают в лучшее и старейшее хореографическое училище страны, в Ленинград, где его педагоги А. Писарев, А. Бочаров, И. Бельский шлифуют и воспитывают индивидуальность будущего актера. В 1954 г. Начинается его артистическая деятельность в Казахском театре оперы и балета им. Абая.

Блестящее образование позволяет Заурбеку Райбаеву занять ведущее положение в балетной труппе. Он исполняет такие ведущие партии, как: Зигфрид («Лебединое озеро»), Евгений («Медный всадник»), Базиль («Дон Кихот»), Нурали (Бахчисарайский фонтан), Шурале («Шурале»), Сабыр («Дорогой дружбы») и другие. Уже в первые годы работы в театре особенно ярко проявляются его индивидуальные черты в демиклассических партиях.

Талант молодого артиста помогает ему отойти от традиционного прочтения образов, таких, как Нурали в балете «Бахчисарайский фонтан», Шурале в одноименном балете. Интересно создан образ Орла в концертном номере «Золотой орел». Рост мастерства молодого танцовщика особенно возрос в период подготовки театра к декаде казахского искусства в Москве. Полученная большая творческая помощь со стороны Большого театра Союза ССР и общение с балетмейстером Р. Захаровым значительно подняли художественный уровень его мастерства и всего балета. В алматинской и московской печати тех лет, освещавшей декаду, особо отмечался талант танцовщика З. Райбаева. С этой высокой оценки началась деятельность артиста Заурбека Райбаева. Успехи в начале творческого пути не вскружили голову молодому артисту, но вызвали желание постичь и преумножить богатство балетного искусства. С 1958 по 1962 годы он является студентом Государственного института театрального искусства, где, учась у педагога Л. Лавровского, овладевает мастерством балетмейстерского дела. Дебютом хореографа З. Райбаева стали одноактные балеты «Шопениана», «Франческа да Римини», «Болеро», которые открыли новую страницу в искусстве казахского балета.

Этой работой хореограф сразу утвердил себя как самостоятельный и ищущий художник. Балетом «Шопенинана» он отдал дань «голубой классике», перенеся нетронутой постановку М. Фокина. Перед балетмейстером стояла главная задача – сберечь подлинник спектакля М. Фокина, бережно донести до современного зрителя все особенности стиля и нюансы этой «романтической грезы». Но в следующих балетах «Франческа да Римини» и «Болеро» он «дает волю своей балетмейстерской фантазии, которая проявляется, прежде всего, в сфере условного, но неисчерпаемого по своим выразительным возможностям классического танца» (Сарынова Л.П. Балетное искусство Казахстана. А., 1976г., с.108).

Вечер одноактных балетов получил широкий резонанс в прессе. Знатоков искусства не могла оставить равнодушным смелость молодого балетмейстера в интерпретации зарубежной классики. Великий итальянский поэт Данте Алигьери посвящает романтической легенде о Франческе и Паоло «Пятую песнь» «Божественной комедии». Эта легенда легла в основу симфонической фантазии П. Чайковского «Франческа да Римини».

Именно благодаря хореографу З. Райбаеву на сцене появилась повесть, переведенная на язык танца. Основной акцент балетмейстер сосредоточил на душевном мире героев, на возвышенном чувстве любви Франчески и Паоло, которое не может убить ни смерть, ни коварство, ни злоба, ни ревность, доведшие до преступления Джанчетто. В постановке этого балета З.Райбаев как автор либретто и, главное, как балетмейстер-постановщик, нашел свое оригинальное решение темы. Мир «возвышенных чувств» героев становится главной темой и третьего балета «Болеро». С большим вкусом, при помощи разнообразнейших танцевальных композиций, которые вслед за нарастающим темпом музыки М. Равеля все более и более обретают силу движения, З. Райбаев создает ярчайшее действие, развертывающееся между тремя героями. Психологический накал передается языком пластики, решенной в демиклассической форме.

Одноактные балеты в постановке З.Райбаева стали этапным явлением в жизни театра, положив начало новым путям в создании оригинальных спектаклей. Не повторять пройденное, не довольствоваться сложившимися жанровыми приемами балетных постановок 40-50- х годов, а смело искать адекватные современности выразительные средства балетного искусства, учитывая его специфику, – таковы выводы, которыми отныне будут руководствоваться деятели казахского балета.

В дальнейшем репертуар балетмейстера-постановщика Заурбека Райбаева огромен и исключительно разнообразен. Его интересуют постановки как одноактных, так и монументальных балетов, таких как «Ромео и Джульетта», «Раймонда», где, несмотря на утвердившиеся традиции, балетмейстер находит новые выразительные средства танца, адекватные времени. С большим интересом работает З. Райбаев над постановкой балетов на историческую тему. Это балеты «Хиросима», «Спартак», «Чинтомур», «Фрески». Ему принадлежат постановки драматических, трагедийных, лирических, комедийных и глубоко философских по своей сути балетов, и всякий раз перед нами представал мастер, который творил в духе времени, пользуясь самыми современными приемами хореографического искусства.

Его творчество всегда отличало глубокое проникновение в национальную культуру. З. М. Райбаев создал потрясающую галерею казахских национальных танцев. Его танец «Асатаяк» на музыку Н. Тлендиева стал визитной карточкой концертов казахстанских делегаций по всему миру.

Будучи создателем и художественным руководителем Государственного ансамбля танца «Салтанат» З. М. Райбаев создал великолепную программу народных танцев на произведения казахстанских композиторов, с которой коллектив выезжал по городам Казахстана и за рубеж. И всякий раз выступление ансамбля проходило с неизменным успехом, представляя зрителям всю красоту национального танца.

Шанкибаева А.Б.
Кандидат искусствоведения.
1 ноября 2011 года Казахстанское искусство понесло непоправимую утрату – на 80 году жизни после продолжительной болезни Заурбек Молдагалиевич Райбаев ушел из жизни. Скончался выдающийся балетмейстер казахстанского хореографического искусства, народный артист Казахстана, лауреат Государственной премии, профессор. З.М.Райбаев оставил после своих последователей, учеников и ярчайшее творческое наследие, которое навсегда останется в истории культуры и искусства нашей страны.

Қазақстан балет әлемі
Информационно-аналитический,научно- теоритический иллюстрированный журнал № 5(9). 2011