Заурбек Райбаев - Великий Казахский Балетмейстер
Биография

Заурбек Райбаев – казахстанский балетмейстер, один из самых узнаваемых и именитых мастеров отечественной хореографии. Жизнь Заурбека Мулдагалиевича была неразрывно связана с Государственным театром оперы и балета имени Абая, а его постановки, созданные за более чем 40 лет работы в родном театре, являются «национальным достоянием».

Своим запоминающимся именем «Заурбек» балетмейстер обязан отцу: воин Советской Армии, аргын из Северного Казахстана, он назвал своего сына в честь друга, с которым служил в Закавказье. Заурбек Райбаев начал обучаться классическому танцу в Алматинском хореографическом училище у его основателя и идеолога Александра Владимировича Селезнева, а через 6 лет одаренного ученика отправляют в самое авторитетное хореографическое училище страны. В Ленинградском хореографическом училище под опекой легендарных А. Писарева, А. Бочарова, А. Пушкина и И. Бельского, Заурбек Мулдагалиевич обучался в одно время с будущими звездами балета ХХ века – Мариусом Лиепой и Рудольфом Нуриевым, был с ними в приятельских отношениях.

Звездным дебютом, прославившим солиста на весь СССР, стало участие в декаде казахского искусства в Москве в 1958 году, через 4 года после того, как Заурбек Мулдагалиевич начал работать ведущим солистом ГАТОБ им. Абая. В это время он исполнил запоминающиеся партии и получил хорошую критику за роль Евгения в балете «Медный всадник», Нурали в «Бахчисарайском фонтане», Зигфрида в «Лебедином озере», Базиля в «Дон Кихоте», Шурале в одноименном балете Ф. Яруллина. Помимо человеческих качеств, огромное число партнеров по сцене отмечают природный талант, искренность и особое чувство танца Заурбека Райбаева, проявивившиеся уже в первых работах на сцене. Среди его концертных номеров неизменный фурор производил танец «Золотой орел» Элеоноры Гликуровой. В 1959-м году за исполнение этого номера артист был удостоен звания лауреата Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

Бурная и успешная карьера Заурбека Мулдагалиевича могла с предсказуемым успехом развиваться по вполне стандартным вехам биографий артистов балета, но в 1958 году ведущий солист бросает танец и поступает в ГИТИС им. А. Луначарского обучаться профессии «балетмейстер-постановщик». В качестве хореографа он дебютирует в ГАТОБ в 1962 году, представив публике одноактные балеты «Шопениана», «Франческа да Римини» и «Болеро». Уже в малых формах хореограф демонстрирует поиск выразительных средств, коррелирующих с современностью. В репертуаре ГАТОБ и творческом резюме хореографа Райбаева последовательно появляются следующие постановки: одноактный балет «Хиросима» на музыку Г. Жубановой (1966), «Чин-Томур» К. Кужамьярова (1968), «Ромео и Джульетта» (1972), детский одноактный балет «Петя и волк» (1973) С. Прокофьева (1972), «Спартак» А. Хачатуряна (1974), одноактный балет «Мужчина и Женщина» А. Онеггера (1979), одноактный балет «Игра в карты» И. Стравинского (1979), «Фрески» Т. Мынбаева (1981), «Раймонда» А. Глазунова (1984), одноактный балет «Озорные частушки» Р. Щедрина (1992), одноактный балет «Египетские ночи» А. Аренского (1994), «Дракон и Ласточка» Б. Кыдырбека (1996) и «Половецкий стан из оперы Бородина «Князь Игорь»» (2002).

Балет «Спартак» был поставлен на сцене ГАТОБ в 1974 году при участии композитора Арама Хачатуряна. Балетмейстер переработал редакцию Юрия Григоровича, добавив масштабному зрелищу образность и метафоричность. Первыми исполнителями главных партий стали Рамазан Бапов, Зарема Кастеева, Людмила Рудакова и Эдуард Мальбеков. Эта версия балета более 40 лет идет на сцене Государственного академического театра оперы и балета им. Абая.

В 1981 году на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде состоялась премьера знакового для балетмейстера спектакля «Фрески». Для симфонической поэмы Тимура Мынбаева Заурбек Мулдагалиевич решил подобрать соответствующий по «дерзости» и яркости образов материал: так его выбор пал на «Глиняную книгу» Олжаса Сулейменова, которую балетмейстер переработал в лаконичное либретто. Балет состоит из девяти «фресок», которые повествуют о драматичном походе племени иш-кузов в древнюю Ассирию. Хореограф умело синтезировал классический танец с элементами казахского народного танца и достижениями современной хореографии.

Райбаев сочинил ряд запоминающихся казахских народно-сценических танцев, вошедших в золотой фонд репертуаров коллективов ГАТОБ, АХУ им. А.В. Селезнева и самостоятельных танцевальных ансамблей Казахстана. В этих номерах балетместеру удалось передать тонкость движений рук, сильный темперамент и богатство танцевальной пластики, свойственной народному танцу. Отдельным концертным номером стал «Мереке би» из оперы «Биржан и Сара», большой успех имели «Девичий лирический танец» на музыку Н. Тлендиева, «Шолпы» С. Еркембекова, номера «Косалка», «Асатаяк», «Келиншек» и ряд других танцев.

Заурбек Мулдагалиевич умел не только ставить танцы, но и управлять танцорами, долгое время он занимал должность главного балетмейстера ГАТОБ им. Абая (1967-1969, 1972-1986 и с 1992 года). Кроме того, хореограф находил время для преподавания, с 1995 года по 2004 год он являлся преподавателем факультета «Режиссура хореографии» КазНАИ им. Т. Жургенова. Выпускниками мастерской профессора Райбаева стали Г. Туткибаева, Л. Кабацкая, В. Гугнина, В. Сычева, В. Гончаров, Т. Нуркалиев.

Лауреат Всесоюзного конкурса артистов балета (1957, 1958), Орден «Знак Почета» (1958), Заслуженный артист КазССР (1958), Заслуженный деятель искусств КазССР (1967), Народный артист КазССР (1982).